О стихах Ксении Карелиной

О стихах Ксении Карелиной

(Предисловие к сборнику стихов «Зелёная икнижка»)


К сожалению, не в каждом из нас живёт насущная потребность выразить себя в поэтическом слове. А может, и не к сожалению вовсе, ведь занятие не из лёгких. Трудным бывает многое. Поэтому некоторые, кому  дове-лось писать стихи, с годами утрачивают это желание. Тот же, кто остаётся в поэзии, до конца понимает, насколько тяжела «поэтическая» ноша, но в другом себя не мыслит. Если и попытается сбежать от творческих очарований и разочарований в мир куда более практичный и даже, может быть, более на-дёжный, они всё равно – рано или поздно - настигнут, ибо для такого человека это неизбежно. Ибо в том и сила ПОЭЗИИ, которая если уж овладела на-ми, то на всю жизнь.

Ксению Карелину, сборник которой вы держите в руках, покорила эта сила ещё в конце 90-х годов, когда она, будучи шелеховской школьницей, сочинила первые стихи. А затем была первая победа на  общелицейском кон-курсе. О чем они были - эти победные строки? О любви, как часто случается в жизни девчонок, которые ещё только делают первые шаги ко взрослым от-ношениям? О природе и её красоте, ведь за плечами школьная программа с пейзажными стихами Фета, Есенина? Нет! Эти строки о войне. Великой Оте-чественной войне. Уже тогда достаточно полно и объёмно прозвучала гражданская тема, ставшая одной  из главных в её творчестве. А пафос слов из раннего произведения: «И значит, помнить мы должны!» повторится спустя десятилетие в стихотворении «Откровение», когда поэт напишет: «Я помню всё, я памятью живу…» Однако здесь зазвучит ещё и нечто другое – более глубокое, что ли… Словно разница между стихами не несколько лет, но целая жизнь лирической героини, когда-то пережившей «горечь и мёд признаний», а сегодня готовой «укрыться снегом и уснуть».

Лирической героине поэзии Ксении Карелиной свойственно постоян-ное  противостояние самой себе, что характеризует её как человека мысляще-го, находящегося  в постоянном поиске истины иобретении себя. «Во мне идёт борьба», - сказано в одном из стихотворений поэта. А как без этого? Как найти сокровенное, не подвергнув первоначально то сокровенное сомнению? Именно это подтверждают «антиномии» в поэзии Ксении Карелиной: «Я верю и не верю в чудеса», «Во мне огонь и лёд сплелись и всё едино», «Чтобы познать смерть, нужно родиться». Поэтому не случайно у лирической героини рождаются вопросы: «Какой мой путь? Я знать не знаю. // Какой же путь я выбираю?», «Как мне найти себя? Что сохранить, а что оставить?», «Как будет сердце моё биться? // Чем буду я дышать вообще? // Что буду слышать? Что увижу? // Себя или чужую мне?»

Тем не менее, путь лирической героини направлен в вечность, потому что она «челоВЕК», как и все мы: «Другого нет у нас пути... // В мгновеньях жизни скоротечной, // стремимся к Вечной Мы любви!» Только любовь во всех её проявлениях, по мнению поэта, должна определять смысл и ценность нашей жизни, поэтому и написаны, с одной стороны, по-юношески светлые и простые с другой — глубинные по сути строки:

Любите всех, цените жизнь,

Стремитесь к Свету в темноте…

К осмысленному пониманию этого пришёл сам поэт. В то же время такова традиция русской классической литературы. Ксения не скрывает своего отношения к данной традиции и пишет: «Ценю Пушкина, Есенина, Некрасо-ва и беру с них пример».

Именно в рамках отечественной традиции решается в её поэзии между «поэтом» и «Поэтом». Кстати, тема предназначения поэзии - одна из ключе-вых в творчестве Ксении Карелиной. Высока миссия у «Поэта».

Об этом стихи «Совет поэту от Поэта», «Зачем нужны поэты?», «Всё сильно просто». А ещё о том, что «Поэт» способен увидеть красоту там, где, казалось бы, её нет.

Мы сталкиваемся с обычными вещами каждый день, но не всякий  спо-собен их опоэтизировать. Удивительное рядом, однако увидеть его в силах только внимательный художник. В большинстве своём  таким внимательным взглядом обладает и Ксения. Её художественный мир наполнен деталями, интересными наблюдениями. А главное - в нём  много искренности. Из-за чего есть какой-то страх за поэта. Ведь не всякий оценит такую искренность. Может быть, кто-нибудь по злобе своей или по какой другой причине (не по-нимая, что мы разные и не нужно всех стричь под одну гребёнку) не разделит переживаний поэта и ранит его, что легко сделать со всяким художником. Тогда море боли на нашей планете пополнится ещё одной каплей. Но как уберечь любого поэта от этого, увы, сказать не могу. Остаётся только запастись чем-то, что поможет не увидеть и не услышать людской озлобленности. А возможно ли такое?

Обнажает свою душу лирическая героиня Ксении Карелиной и в любви, а часто — в разочаровании от любви. Но все та же предельная искренность... Хотя совсем необязательно, что поэт тождествен своей лирической героине. Автор могла такое и не переживать в реальной жизни, а лишь примерила на себя «одежды» той, которая в действительности испытала и горечь расставания, и упоение любви. Но получилось правдиво. Поэтому и кажется нам художественная откровенность не вымыслом поэта, а реальной ситуацией.

Поэт горячо любит родину. Уже название одного из стихотворений об-ращённых к ней, говорит само за себя —  «Любимой». Однако и эта любовь тесно переплетается с болью, и эта любовь наполняется высокой степенью искренности,  и звучит признание лирической героини: «С тобою буду до последнего я вздоха».

Встречаются у поэта нестандартные ходы в традиционных темах и сюжетах. На мой взгляд, совершенно необычен образ любви, рождающийся ме-жду читателем и старинной книгой, в стихотворении «Чуть грубоватая кожа на пальцах». Неожиданно! Но не подтверждает ли это многогранность люб-ви? Подкупает трепетное отношение автора к книгам:

Чуть грубоватая кожа на пальцах

Ласкает страницы книжонки старинной.

По строчкам бегут ноготки с перламутром,

Сыростью пахнут страницы и пылью.

/…/

Между книжонкой старинной и взором

Вспыхнула страсть, первобытная, жаркая.

Бегают пальцы вдоль строчек проворно,

Словно боясь упустить… Жадно, жадно. /…/

Интересны пейзажные находки поэта. Природа живет. И живет она в состоянии любви. То осень стучится в окно «томно, сладко с запахом корицы», то влюбленные идут навстречу друг другу, а осенняя листва, «покрытая позолотой», окружает их «терпким запахом», то уголёк шлаз согревает в холодные будни. Но нередко любовь идёт рядом с болью («Момент настал – рождается любовь, // А вместе с ней и боль», «Любовь и боль шагают неразлучно»), и кажется, что ещё мгновение и финал случится самый трагический («Иду к тебе, ищу тебя я… // Где ты? // Я так устала без тебя. Любить, да, тяжко… // Ещё хуже – не любя ходить по крышам // И смотреть в асфальтовую низь, // А не в небо – в стаю птиц.»), однако читателя не покидает надежда, что долгожданная встреча тех, кто жадно ждал любви и верил в неё, обязательно состоится и это светлое чувство останется жизнеутверждающим началом.

Есть в творчестве Ксении Карелиной стихи с коллективным лирическим героем. Эти стихи автор пишет от лица своего поколения. Много боли и много правды. Словно молот, бьют строки:

Мы в вечном поиске любви…

Себя не потерять бы…

Мы дети боли и войны –

Безоружейной схватки. («Мы-2»)

Как важно в этой «безоружейной схватке» остаться людьми, не поте-рять себя, своих принципов, не «закрутиться», как весь мир, «в спираль»!

Поэтический сборник «Зелёная книжка» разделён на три раздела - «Философское», «Любовь», «Страна и люди», хотя, безусловно, такое. деление условно, ведь темы часто переплетаются друг с другом.

Раздел «Страна и люди» представлен гражданскими стихами. Кроме вышеупомянутого послания «Любимой», туда вошли произведения, посвященные А.С. Пушкину, декабристам, дважды Герою Советского Союза, земляку поэта А.П. Белобородову, актрисе Л.П. Орловой. И очень трогательное стихотворение «Дедушка, сыграй мне на баяне», где лирический герой «остаётся верен старине».

Я очень люблю стихотворение «Босиком по звездам - колются зубцы...» (раздел сборника «Любовь»), хотя сама Ксения не жалует его.  Не смогла я удержаться, чтобы не вспомнить хотя бы отрывки из него:

Босиком по звёздам — колются зубцы,

К солнцу устремиться - нежно жжёт ладошки,

На облако упасть - примять его немного,

Кусочек отщипнуть и взять себе на память.

В кого-нибудь влюбиться — Амуром сердце ранить.

/…/

Так радостно порхаешь — мешаешь птицам в небе,

Так звонко ты смеёшься — ревнует соловей.

Какая земная простота! И одновременно — вселенская глубина человеческой души!

Так же просто, без лишнего пафоса представлена в поэзии тема ухода человека из мира. Нет и чрезмерной поэтизации этого события. В одних строках повествование наполняется реалистическими картинами, бытовыми деталями и мыслью о том, что финал человеческого существования неизбежен. А в других — звучат ноты романтического дуализма. Звучат настолько отчётливо, что представляешь себе жизнь простого человека, которая освещала жизнь королей, видишь «пустые глазницы неба», взирающие на человека, который ещё должен заслужить финальный выбор.

Бесспорно, в поэзии Ксении Карелиной ощутима глубина мысли, А к опросу о форме могут быть разные подходы, разные оценки. Не сомневаюсь в одном — выбор за поэтом. И границ, твёрдо устанавливающих, как правильно писать, а как неправильно, как надо писать, а как не надо, в творчестве быть не должно. На мой взгляд, главное, чтобы художник жил в поэтиче-ском слове. И Ксении Карелиной это удаётся. Она только в начале творческого пути, несмотря на то, что ею написано уже несколько десятков стихотворений. Верю, что поэт не будет останавливаться на достигнутом, будет и далее совершенствовать своё перо. А мы будем внимательно читать её строки и знать, что присутствуем при рождении нового поэтического дарования.


Елена Балкова, член Союза писателей России

апрель 2015.


Ознакомиться с реквизитами поэтического сборника «Зелёная книжка» можно в каталоге Российской Государственной Библиотеки.

http://search.rsl.ru/ru/record/01008014787


Зеленая книжка: Литературно-художественное издание. [Текст] / К. С. Карелина. - Иркутск, 2015. - 52 с., ил. ISBN 978-5-600-01132-8


Предисловие Е. К. Балкова, член Союза писателей России.

Оформление Т. В. Хоробрых.